Северную войну Россия вела за возвращение искони принадлежавших русскому народу балтийских берегов, захваченных шведами. Петр I, понимая значение флота в борьбе России за выход к морю, почти с самого начала Северной войны приступил к созданию его на Балтике.

Родиной русского флота на Балтике по праву считается Лодейнопольская судостроительная верфь. По велению Петра I она была сооружена в 1703 году на берегу Свири несколько восточнее деревни Мешковичи и получила наименование Олонецкой по названию уезда. Изыскательские работы здесь начались еще в 1701 году.

14 февраля 1702 года стольник И. Татищев доносил Петру: "По… твоему В.Г. указу, я холоп твой… и на реку Сясь и на Пашу и на Свирь реки ездил, и тех рек и Ладожского озера устья мелкие места осмотрел и в аршины измерил, и где кораблей делать к спуску на воду ближе, те места осмотря описал…"

*) ЦГАДА. МИД. Приказы дел древних лет, 1702, №26, св. 697

Выбор места для верфи на Свири совершенно закономерен. Здесь издавна занимались судостроением, а значит, имелись опытные мастеровые люди. Чуть ли не вплотную к территории будущей верфи подступал корабельный лес, запасы которого были велики. Неподалеку отсюда, в Прионежье, строились олонецкие металлургические заводы, которые должны были изготавливать пушки и ядра для вооружения судов.

Создание верфи и адмиралтейства на Свири шло ускоренными темпами. Оно диктовалось острой нуждой в морских судах. Там, где воздвигалась Олонецкая верфь, а также на Сяси и Паше небольшие корабли строились еще с начала 1702 года. Из них создавалась речная флотилия, которая крайне нужна была Петру для того, чтобы утвердиться на Ладожском озере и Неве. В феврале 1703 года была заложена и судоверфь для строительства более крупных судов, которые должны были действовать уже в море. Адмиралтейство на берегу Свири выросло буквально за несколько месяцев. Вместе со зданиями адмиралтейства вошло в строй эллинги, на которых в конце марта 1703 года были заложены фрегат "Штандарт" и другие корабли.

Уже 22 июня 1703 года здесь было спущено на воду первое судно, а спустя два месяца - 22 августа сошел со стапелей военно-морской корабль - 28-пушечный фрегат "Штандарт". На торжестве спуска первого фрегата Балтийского флота присутствовал Петр I. К лету 1704 года суда, построенные на верфи, - шесть фрегатов, четыре шнявы, четыре галеры, 24 полугалеры, один галиот, один пакетбот - составили первую эскадру флота, сыгравшего большую роль в сражениях Северной войны и победном её исходе.

Более ста кораблей построила Олонецкая судостроительная верфь за годы Северной войны, и не было, пожалуй, ни одного морского похода, ни одной крупной вылазки на Балтике, ни высадки десанта, ни одной морской баталии, в которых они не участвовали бы. Всего же за 127 лет существования Лодейнопольской верфи с её стапелей сошло более 450 судов разных типов.

Верфь на Свири официально именовалась Олонецкой. Но любопытно, что в походном журнале Петра I за 1703 год встречаются такие фразы: "Приехали на Лоденою пристань"; "Капитан к нам пришел на Лодейную пристань". В письме начальнику верфи Яковлеву от 20 июля 1705 года Крюйс называет территорию верфи "Лодейное поле". Так, очевидно, её именовали в быту.

Указом Екатерины II от 1785 года местность, где была расположена верфь, и прилегающие к ней селения объединены и преобразованы в город: "…За нужное находим на левом берегу Свири при Олонецкой казенной верфи, именуемой Лодейным Полем, устроить город, к которому и округу приписать по способности, и в нем установить места, кои должны быть на основании учреждений наших, по свойству жителей."

*) Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., ч. XII, 1830, стр. 397.

Другим указом императрицы был утвержден план города, а спустя три года учрежден герб Лодейного Поля.

Лодейнопольцы строили суда прочно, добротно. Сделанные их руками корабли выдерживали и ураганный ветер, и мощные удары волн, и сжатие льдов, и любой шторм на море. Недаром русские моряки избирали эти суда для путешествий по неизведанным морским путям.

Шлюпы Мирный и Восток 
у берегов Антарктиды в 1821 г.

В первой половине XIX века лодейнопольские суда ходили в кругосветные плавания, обогатившие науку всемирно-историческими открытиями. В 1807-1809 годах на военном шлюпе "Диана" под командованием лейтенанта В.М. Головнина, ставшего впоследствии знаменитым адмиралом, совершен переход из Кронштадта на Камчатку. Для этого путешествия долго не могли найти на флоте нужного судна. "Наконец сие затруднение, - писал позже прославленный путешественник, - уничтожилось прибытием в Петербург транспортных судов, построенных на Свири… Выбор пал на транспорт "Диана". Судно сие длиною по гондеку 91 фут., по килю 80: ширина его 25, а глубина трюма 12 футов… В построении "Дианы" рука иностранца не участвовала, а потому, говоря прямо, "Диана" есть первое настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее плавание".

*) В.М. Головнин. Путешествие на шлюпе "Диана" из Кронштадта в Камчатку
в 1807, 1808 и 1809 гг. М.-Л., изд-во Главсевморпути, 1949, стр. 17, 19.

Спустя десятилетие после путешествия Головнина русские военные мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен, тоже в последствии знаменитые адмиралы, на военных шлюпах "Мирный" и "Восток" совершили кругосветное плавание, в котором пробыли 751 день. Они прошли 50 тысяч миль, шесть раз пересекли южный Полярный круг, открыли шестую часть света - Антарктиду. Успеху способствовал правильный выбор шлюпов, о которых мореплаватели отзывались добрыми словами.

Шлюп "Мирный" был построен на Лодейнопольской верфи в 1818 году корабельным мастером Колодкиным. Длина его - 36,6 метра, ширина - 9,2 метра, водоизмещение - 530 тонн. Оба шлюпа, как писал затем М.П. Лазарев,"оказались впоследствии самыми удобнейшими из всех прочих как по крепости своей, так вместительности и покою… Приятно было видеть, что шлюп наш в шторм, при чрезвычайно сильном и неправильном волнении так крепок, что малая течь, которую мы обыкновенно имели, стоя в тихий ветер на якоре, то есть по два дюйма в сутки, нисколько не прибавилась".

*) А.В. Соколов и Е.Г. Кушнарев. Три кругосветных плавания М.П. Лазарева.
М., Географгиз, 1951, стр. 433.

Когда Лодейнопольская верфь прекратила своё существование, работные люди разъехались кто куда. Значение города упало, он стал хиреть.

По сравнению с началом XVIII века, когда после основания здесь Петром I Олонецкой судоверфи жизнь кипела - для строительства первых фрегатов и галер в Лодейное Поле было переселено более тысячи семей не только из других частей Олонецкой губернии, но и из Архангельска, Воронежа, Азова и т.д., и даже сам Петр I принимал участие в постройке судов в 1703 году, к концу XIX века о существовании верфи помнили только самые опытные старожилы, население города уменьшилось в несколько раз и едва дотягивало до численности хорошей деревни - немногим более 1100 человек проживало тогда в Лодейном Поле. В 1862 году, например, в нем проживало лишь 1114 человек, из них мещан 593, ремесленников 20, купцов 79. Значительное количество купцов по сравнению с общим числом жителей объясняется тем, что по Свири по-прежнему шла оживлённая торговля. За одну только навигацию 1860 года по Свири прошло 7033 торговых парохода, 671 лесной плот, 30235 грузовых судов.

И можно с уверенностью говорить о том, что главным фактором, поддерживающим жизнь города, в конце XIX - начале XX века стала Свирь, а точнее - обслуживание судов, продвигающихся по Мариинской системе из Рыбинска в Санкт-Петербург.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к описанию города, которое опубликовал известный русский писатель Н.С. Лесков после своего посещения Лодейного Поля в 1894 году: "Лодейное поле теперь ни более, ни менее, как промежуточная станция для судов и пароходов, направляющихся в Петербург… Город мёртв, молчалив, скучен и беден… Здесь решительно нет никаких заработков, ни каких промыслов, полное отсутствие всякой заводской и фабричной деятельности… Нет ни извозчиков, ни гостиниц для приезжих, не говоря уже о других изобретениях и усовершенствованиях вроде телефона и электричества".

Справедливости ради необходимо отметить, что в 1885 году неким Фоком был выстроен гончарно-фаянсовый завод, однако в 1890 году он сгорел, а на его остатках возобновили свою деятельность мелкие гончарные мастерские.

Иначе как захолустной нельзя было назвать и архитектуру города в конце XIX века. В этом смысле выделялись лишь два каменные здания - построенное в 1831 году административное здание, принадлежавшее Морскому ведомству, и выстроенный рядом с ним в 1843 году собор Святых Петра и Павла, а также деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на городском кладбище.


Вид на собор Святых Петра и Павла со Свири

На самом деле, на месте построенной в 1843 году церкви Святых Петра и Павла (статус собора был присвоен позже - в 1875 году) в период с 1702 по 1766 год уже существовала одноименная деревянная церковь, однако затем она была по непонятным мотивам перенесена на другое место, где и сгорела. Посчитав это событие за промысел Божий, лодейнопольцы решили восстанавливать церковь на первоначальном месте - но уже в каменном виде. Впрочем, это не спасло собор от последующих невзгод: в 1032 году его закрыли, во время Великой Отечественной войны церковь серьезно пострадала и была разобрана вскоре после войны.

На начало XX века пришлось событие, коренным образом изменившее и значимость Лодейного Поля, и весь уклад его жизни. Летом 1902 года правительство приняло решение о строительстве железной дороги, которая связала бы Санкт-Петербург с Мариинской водной системой и далее - с побережьем Белого моря. А в феврале 1911 года после драматических споров была окончательно утверждена и трасса этой железной дороги - через Лодейное Поле.

И хотя уже через год проект строительства железной дороги был утвержден императором Николаем II, к самому строительству приступили лишь в 1914 году. Но, несмотря на эту задержку, а также на огромную протяженность дороги, уже 16 ноября 1916 года состоялось открытие регулярного железнодорожного сообщения между Петроградом и Мурманском. По прогнозам разработчиков проекта, годовой оборот Онежской железной дороги должен был составить примерно 35 миллионов пудов, основу которых составили бы лесные грузы (до 75%), строительный камень, древесный уголь, деготь, а также не менее 110 тысяч пудов рыбы и 25 тысяч пудов дичи для жителей Санкт-Петербурга. Строительство железной дороги и начало ее эксплуатации существенно оживило жизнь города, однако воспользоваться этой ситуацией в полной мере лодейнопольские предприниматели и купцы не успели - грянула революция 1917 года...


Станция Лодейное Поле. Построена в 1916 г.

После революции в годы индустриализации и коллективизации менялась жизнь города. Но самым ярким и значительным событием тех дней было строительство на левом берегу Свири гидроэлектростанции.

Проекты обуздания Свири возникли еще в дореволюционные годы. В 1916 году инженер В.Д. Никольский рассчитал "запасы водной силы реки Свирь", что позволило разработать проект сооружения на Свири двух электростанций и регулирующей плотины. Но в силу последующих событий, проект был законсервирован. Такая же участь постигла и предложение, выдвинутое в июне 1917 года инженером И.В. Егиазаровым о постройке на Свири трёх электростанций.

Лишь 3 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров рассмотрел первую смету сооружения трёх свирских ГЭС и судоходного шлюза. Осенью 1918 года начались подготовительные работы на месте будущих свирских гидростанций.

Но велись они очень медленно, и вскоре практически прекратились. И только проектировщики продолжали эскизное проектирование трёх станций, и гидрологи вели наблюдение в районах предстоящих работ.

В 1926 году удалось, наконец, снова поставить вопрос о гидросооружениях на Свири, преследовавших цель дать Ленинградской области не только крупную энергетическую базу, но и первоклассный водный путь.

В июне 1933 года строители сдали для регулярного судоходства законченный шлюз, а 19 декабря в 1 час 35 минут первый генератор гидростанции был синхронизирован и присоединен к ленинградской электросети. Свирь-3 стала давать в год 520 миллионов киловатт-часов электроэнергии предприятиям Ленинграда.

Мирная жизнь лодейнопольцев была прервана 22 июня 1941 года. А уже с 7 сентября 1941 года город оказался на осадном положении, которое продолжалось 1005 дней. Лишь 21 июня 1944 года войска Карельского фронта под командованием маршала К.А. Мерецкого при поддержке Ладожской военной флотилии начали решительное наступление от Лодейного Поля на Олонец.

Прежде всего, предстояло форсировать Свирь. За три часа артподготовки на десятикилометровую полосу правобережья было выпущено 350 тысяч снарядов и 500 тонн авиабомб.

В форсировании Свири и разгроме врага на Олонецком направлении особо отличились соединения 7-й армии, которые получили наименование Свирских. 51 человек из участвовавших в битве за Свирь удостоен звания Героя Советского Союза.

В ознаменование замечательной победы еще в июле 1944 года решением Военного Совета Карельского фронта был заложен мемориал Славы: парк площадью 19 гектаров и музейный комплекс, торжественное открытие которого состоялось 7 ноября 1944 г.


Петр Зайцев, "ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ", Лениздат, 1964
Григорий Двас, "ПРИСВИРЬЕ", Сад Искусств, 2002 г.
Hosted by uCoz